дежурный врач

Молочница (кандидоз)

Возбудителем молочницы называют грибок Candida, по разнообразным причинам чрезмерно размножающийся в микрофлоре влагалища женщины и вызывающий воспаление. Эти грибки присутствуют в организме каждой представительницы прекрасного пола, однако при ослаблении иммунной системы или дисбактериозе они начинают размножаться слишком активно, вызывая нарушение микрофлоры.

Причины молочницы

Главная причина развития кандидоза - нарушение иммунитета. Для лечения в первую очередь требуется выявить и устранить причину, вызвавшую сбой иммунной системы, это поможет эффективно устранить воспаление и избежать рецидива.

Иммунологические нарушения, приводящие к молочнице, стимулируются следующими факторами:

• прием антибиотиков – приводит к нарушению микрофлоры и дисбактериозу;
  • беременность;
  • употребление гормональных препаратов;
  • недостаточное соблюдение правил интимной гигиены, ношение неправильного, тесного белья;
  • наличие ЗППП;
  • переохлаждение;
  • заболевание сахарным диабетом.

В 30-60% случаев возбудитель молочницы – кандида передается половым путем, причем при орально-половом контакте риск заражения увеличивается в два раза. При беременности в трех из четырех случаев происходит заражение ребенка от матери, при этом передача грибка возможна и при родоразрешении путем кесарева сечения.

Молочница – симптомы патологии

Кандидоз проявляется перед менструацией, примерно за неделю, у беременных же выявление симптомов возможно на любом сроке. Признаки заболевания достаточно ярко выражены, что позволяет женщине своевременно обратиться к врачу:

• выделения белого цвета творожистой консистенции;
  • жжение во влагалище, зуд в области наружных половых органов;
  • дискомфорт после полового акта, мочеиспускания;
  • отечность половых губ;
  • неприятный запах.

Часто симптоматика становится максимально выраженной после принятия ванны, подмывания или ночью. Обильность и консистенция выделений у каждой пациентки различаются, но во всех случаях заболевание доставляет женщине заметный дискомфорт, поэтому при обнаружении признаков кандидоза нужно сразу обратиться к врачу, а также не забывать о соблюдении интимной гигиены и профилактических мерах.

Молочница во время беременности: особенности протекания и опасность

Молочница у беременных появляется очень часто – причиной этому служит снижение иммунитета и усиленная нагрузка на организм женщины в данный период. Также активному распространению заболевания при беременности способствуют следующие факторы:

• гормональная перестройка;
  • частые стрессы;
  • неправильный подбор средств личной гигиены;
  • изменение пищевых привычек;
  • дисбактериоз, запоры.

Симптомы заболевания при этом не отличаются от вышеуказанных признаков кандидоза: будущая мама замечает сначала покраснение и отечность наружных половых органов, ощущает сильный зуд и неприятные ощущения из-за раздражения слизистой оболочки. По ночам жжение становится особенно сильным. Затем появляются творожистые выделения, которые становятся всё гуще. При половом акте и мочеиспускании женщина часто чувствует боль.

Молочница при беременности несет в первую очередь риск заражения плода – это заболевание характерно для людей всех возрастов, в том числе – младенцев. Патология способна усилить тонус матки, что негативно сказывается на обеспечении малыша кислородом и может привести к порокам развития.

Для самой женщины заболевание опасно следующими последствиями:

• психологическое напряжение, стресс, раздражительность, усталость;
  • повышенная восприимчивость к прочим половым инфекциям;
  • потеря эластичности слизистых оболочек, что приводит к осложнению родов;
  • истончение шва после кесарева сечения (если предыдущие роды разрешились оперативным способом), риск разрыва матки.

Лечение молочницы при вынашивании ребенка осложняется тем, что будущей маме разрешено принимать далеко не все препараты. Обычно врач назначает беременным вагинальные свечи или крема от кандидоза. Курс терапии в каждом отдельном случае будет индивидуальным, он зависит от особенностей организма пациентки и течения беременности.

Лечение молочницы в Самаре и профилактика заболевания

В первую очередь каждой женщине нужно знать, что при обнаружении симптомов кандидоза ни в коем случае не следует заниматься самолечением! Молочница – коварное заболевание, её успешная терапия зависит от особенностей микрофлоры пациентки, поэтому лечение молочницы у женщин – слишком индивидуальный вопрос. Грамотно подобрать подходящий препарат может только врач после забора и получения результатов анализов.

Основными методами терапии кандидоза являются:

• антигрибковые таблетки;
  • вагинальные суппозитории;
  • вагинальные свечи;
  • крема от молочницы.

При тяжелых формах назначается комплексное лечение, сочетающее применение местных средств, таблеток и общеукрепляющих препаратов (иммуностимуляторов). Также для успешного лечения и профилактики кандидоза необходимо соблюдать следующие меры:

• соблюдение правил интимной гигиены;
  • ношение только хлопкового белья;
  • умеренное использование ежедневных прокладок, особенно в жару;
  • подмывание слабым раствором соды или фурацилина;
  • ограничение сексуальных контактов;
  • исключение химических средств для личной гигиены: мыла, гелей, тампонов и так далее;
  • придерживание правил здорового питания, прием витаминов, забота об иммунитете.

Эти правила помогут здоровым женщинам избежать появления молочницы, а уже заболевшим или вылечившимся – исключить вероятность рецидива. Размножение грибка начинается после ослабления иммунной системы, поэтому следует скорректировать образ жизни и комплексно заботиться о собственном здоровье.